КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕВРОПЫ И КУЛЬТУРА РУСИ
Урок 15. КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕВРОПЫ И КУЛЬТУРА РУСИ
Цель: Сформировать представление о характерных чертах культуры Европы и уровне развития культуры Руси.
Планируемые результаты:
Метапредметные: Определять ключевые понятия темы; формулировать вопросы различного уровня к ключевым понятиям темы.
Предметные: оперировать понятиями для описания культурного пространства Европы и достижениях Руси; анализировать и характеризовать памятники культуры.
Личностные: оценивать уровень культуры Древней Руси, вклад народов Древней Руси в мировую культуру.
Тип урока: комбинированный, повторение ранее изученного и открытие нового знания.
Основные понятия темы: Христианская культура. Былины. Жития. Храм. Фреска. Мозаика.Миниатюра
Оборудование: учебник, ПК+экран, схема «СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ РУСИ», схема четырёхстолпного крестово-купольного храма, атлас, памятки.
Этап урока
|
Форма работы
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учеников
|
Планируемые результаты
|
Контроль
|
Орг
|
Фронт-ая
|
Проверяю готовность к уроку.
Приветствую.
|
Организуют своё рабочее место.
Приветствуют учителя.
|
Регулятивные: настрой на деловую Де.
|
Визуальная готовность.
|
Проверка Д/з
Повторение
|
Фронт-ая
Индив-ая
Работа с картой
|
Стр.77-81 задания 1-2 стр.81
Карта в учебнике стр.82-83 задание к карте стр.81
Организую работу со схемой «СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ РУСИ»
|
Формулируют ответы на вопросы.
На карте показывают торговые пути.
По схеме рассказывают о структуре населения Древней Руси.
|
Познавательные: применение знаний для решения учебной задачи; ориентирование по исторической карте.
Коммуникативные: формулируют ответ в соответствии с учебной задачей на основе схемы.
|
Устный ответ.
Ориентирование по карте.
|
Постановка учебной задачи
|
Парная
Фронт-ая
|
Что будем изучать?
|
Читают тему параграфа.Формулируют тему урока.
|
Регулятивные: формулируют задачу урока.
Коммуникативные: взаимодействуют для решения задания.
|
Запись в тетради темы урока.
|
Усвоение знаний и способов действий
|
Фронт-ая
Индив-ая
|
Раздел 1.
Что такое черта?
Составляют вопросы к словам.
|
Стоят высказывание.
Формулируют вопросы к понятиям.
Ищут ответы, формулируют черты культуры стран Европы.
|
Регулятивные: удерживают внимание.
Коммуникативные: извлекают информацию из учебного текста.
Познавательные: формулируют вопросы к понятиям, определяют черты..
|
Запись в тетради
|
|
Фронт-ая
Индив-ая
Работа с учебником
|
Раздел 2. Выделить понятия, относящиеся к особенностям культуры Руси и сформулировать к ним вопросы.
|
Читают текст учебника стр.85.
Выделяют понятия, формулируют вопросы.
|
Регулятивные: удерживают учебную задачу.
Коммуникативные: осуществляют поиск информации в учебном тексте в соответствии с учебной задачей.
Познавательные: определяют особенности Русской культуры.
|
Запись в тетради
|
|
Парная
Фронт-ая
|
Раздел 3-4. Письменность и грамотность, литература.
|
Формулируют по три вопроса, задают друг другу, выбирают наиболее интересный для класса.
|
Регулятивные: удерживают учебную задачу.
Коммуникативные: вступают во взаимодействие для решения учебной задачи.
Познавательные: извлекают информацию из учебного текста.
|
Устный ответ.
|
|
Фронт-ая
|
Раздел 5-7. Рассказ учителя.
Схема храма.
|
Слушают учителя. Анализируют архитектурный памятник.
|
Коммуникативные: воспринимают информацию на слух. Формулируют ответ на вопрос.
Познавательные:анализируют архитектурный памятник по памятке.
|
Устный ответ.
|
Подведение итогов
|
Индив-ая
|
Оценивают свои действия
|
Учащиеся оценивают свои действия по критериям.
|
Регулятивные: оценивают уровень своих действий.
|
Критерии.
Оценки в дневник.
|
Домашнее задание
|
Фронт-ая
|
Прочитать учебник раздел
Выполнить характеристику и анализ произведения изобразительного искусства
|
Записывают в дневник, задают вопросы на уточнение.
|
Регулятивные: принимают учебную задачу.
|
Запись в дневнике.
|
Задание 1.
Сформулируйте вопросы к понятиям.
Прочитайте текст стр.84-85, найдите ответы на вопросы.
Византия, Античность, Святая София, Каролингское Возрождение, Академия, романский стиль, взаимодействие античного и христианского начал.
Памятки
Анализ памятника архитектуры
1. Как называется и где находится памятник зодчества.
2. К какому периоду относится его создание.
3. Назначение сооружения. Повод к его созданию.
4. План сооружения.
5. Описание архитектурных деталей, указание стиля памятника.
6. Особенности сооружения.
7. Какое впечатление он производит (ваше отношение к нему).
Характеристика и анализ произведения изобразительного искусства
1. Ознакомьтесь с произведением искусства: определите автора, время (исторический пе-
риод, век) и место его создания.
2. Проанализируйте его содержание:
— сюжет произведения, кто и что изображается: передний план, центр, задний план, ин-
терьер помещения, пейзаж и т. п.;
— основная идея произведения;
— степень достоверности изображённого (если в этом есть необходимость).
3. Опишите ваши чувства, отношение к данному произведению.
|